История корвета «Витязь»

Приморье - Хасанский район - бухта Витязь

История корвета «Витязь»

В 1884 году на Балтике был спущен на воду парусно-винтовой корвет «Витязь», именем которого через четыре года экипаж корвета назовет самую большую бухту полуострова Гамова в Приморском крае.

Корвет "Витязь"

Корвет «Витязь» 1883-1893. Фотография из архива фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Но прежде, чем я расскажу историю службы корвета «Витязь», я перечислю основные технические характеристики корабля, который был последним российским лёгким крейсером с парусным вооружением и первым в классе бронепалубных крейсеров.

  • Длина — 80 метров 80 сантиметров
  • Ширина — 13 метров 70 сантиметров
  • Осадка — 5 метров 50 сантиметров
  • Двигатель — паровая машина мощностью 2750-3000 лошадиных сил
  • Площадь парусов — 1670 метров квадратных
  • Корпус из стали, дополнительно обшитый деревом и поверх дерева медными листами
  • Мачты тоже стальные
  • Стальная бронепалуба прикрывала машинное и котельное отделения «Витязя»

Безусловно корвет «Витязь» был вооружен артиллерией: шестидюймовые и четырехфунтовые пушки и торпедные аппараты.

Строил корвет «Витязь» в верфи на Галерном острове в Санкт-Петербурге кораблестроитель Титов Петр Акиндинович.

В 1884 году командование корветом «Витязем» было принято капитаном 1 ранга Макаровым Степаном Осиповичем. На корвете служил экипаж численностью 370 человек, из которых 25 офицеров, а остальные унтер-офицеры и матросы.

Но в первый поход корвет «Витязь» отправился лишь в августе 1886 года, поскольку все это время по настоянию Макарова на корабле осуществлялась доработки, обеспечивающие его непотопляемость.

Кругосветка «Витязя»

Первое кругосветное плавание корвета «Витязь» под командованием Макарова — 1886-1889 годы — внесло значительный вклад в отечественную океанографию. С первых же дней плавания на корвете занимались исследованиями Мирового океана.

Корвет «Витязь» благополучно пересек Атлантику, прошел Магеланов пролив, затем пересек Тихий океан и в апреле 1887 года вошел в порт Иокогамы и присоединился к русской тихоокеанской экскадре. Далее в течение полутора лет экипажем корвета были проведены гидрографические исследования северной части Тихого океана, составлены описания малоизвестных мест (берегов и островов), сделаны замеры глубин, температуры, солености и удельного веса воды в океане.

В 1888 году корвет отправился в обратный путь и в июне 1889 года «Витязь» пришел в Кронштадт. На обратном пути экипаж корвета так же проводил исследования. Именно тогда была подробна исследована бухта в северо-восточной части залива Посьета в Японском море, носящая в то время имя офицера генерального штаба Гамова. Исследована и переименована в честь корвета «Витязь» — бухтой Витязь.

В кругосветном плавании «Витязь» был 993 дня. Русское Географическое общество присудило Макарову золотую медаль за его двухтомный труд научных исследований «Витязь» и «Тихий океан».

Рыкачёв Михаил Александрович, академик Императорской Академии наук, генерал флота, так сказал об этом походе корвета под командованием Макарова:

«Витязь» не готовился для научных исследований, но благодаря инициативе командира и его неутомимому участию в работах корвет доставил весьма ценный материал, обработанный автором с таким тщанием, что полученным результатом могла бы быть довольна специальная научная экспедиция. Со времен Крузенштерна и Литке в русской литературе не появлялось столь крупного и важного труда по гидрологии.

Второй поход корвета «Витязь» на Дальний Восток

Через год, в 1891 году, корвет «Витязь» под командованием капитана 1 ранга С. А. Зарина вновь вышел из Кронштадта и отправился на Дальний Восток, чтобы войти в состав Тихоокеанской эскадры. В 1892 году на флоте проходила реформа и была введена новая классификация, по которой корвет «Витязь» был зачислен как крейсер.

В апреле 1893 года крейсер «Витязь» сел на подводные камни в районе порта Лазарева (ныне это портовый город Вонсан) и был разбит волнами. Больше месяца проводились работы по спасению «Витязя», но усилия были тщетны. 20 июня 1893 года крейсер исключили из списков судов российского флота. Так закончилась история славного корвета «Витязь».